Витражные стили и техники

Стили витражей

ХХ и начало ХХI века являются уникальным периодом в истории интерьера. Раньше стиль интерьера был неотделим от основных тенденций архитектуры своего времени, мода на тот или иной стиль была всеобъемлющей и тотальной. Готику сменило Возрождение, затем пришло время пышного Барокко, на контраст ему появился Ампир и классицизм. Первым стилем, нарушившим это естественное течение и смену эстетических предпочтений общества, стала Неоготика. Движение затронуло, в основном, Англию и Германию. В городах начали возводиться новые соборы, особняки, общественные здания в «средневековом» стиле, в провинции строились поместья «mittelalterlicher Stil».

Художники-витражисты вслед за архитекторами с энтузиазмом начали изучать, копировать, делать реплики средневековых образцов. Естественно, это была не музейная «готика», скорее «нео-готика», представление о средневековье в категориях нового века.

Витражи в стиле неоготики пережили второй всплеск популярности в 90-е годы ХХ века. Мы выполнили нимало работ, которые и сейчас не выглядят анахронизмом. Дело в том, что мы стараемся в своих проектах идти за стилем интерьера, подчёркивая и выделяя его характерные черты.

Витражи-копии средневековых образцов заказываются нечасто. Но одна из таких работ стала для нашей студии одной из качественно знаковых. Это реплики/копии знаменитых витражей Шартрского собора (Франция): 12 сюжетов по числу 12 месяцев года. Исследования и некоторые этапы работы были опубликованы в специальной литературе. Витражи из цветного стекла, с росписью шварцлотом и последующим обжигом.

Фрагмент витража с изображением зодиакального знака «Рыбы». Шартрский собор, Франция,XIIIв.

Композиции «Рыбы» и «Февраль», студия «Александрия» 2012г.

Роспись – одна из характерных черт старого витража. Представляем ещё одну работу – копию швейцарского витража XVII века – «Св.Христофор». Выполнена работа из витражного стекла с росписью цветными пигментами.

Фрагмент витража «Св.Христофор», Музей Клюни.

Копия витража «Св.Христофор», фрагмент, студия «Александрия» 2014г.

Ампир и Классицизм, стили, обращённые к античному наследию Греции и Рима, практически полностью отказались от цветного стекла. И на первый план выступил великолепный фацет: широкие и узкие грани на толстом полированном стекле обеспечивают, с одной стороны, строгую геометрию, с другой – игру света на плоскостях стёкол.

Период эклектики возродил моду на художественные витражи в духе кабинетных нидерландских образцов XVI-XVII вв. Как правило, в основе композиции – сюжет из Библии или герб. Цветное основное изображение помещено в орнаментальное поле-сетку, выполненное из бесцветных деталей: ромбов, прямоугольников или кругов. Такие кабинетные витражи монтировались на окна, вставлялись в двери.

Круглый витраж, Сев.Нидерланды, окрашенное стекло, роспись.

Художественные витражи

Традиция производства расписных витражей в середине и конце XIX века привела к созданию вполне оригинального нового продукта. Можно назвать это стилем Вильяма Морриса. Это создатель знаменитых художественных мастерских, в качестве основной идеи взявший курс на производство вещей при помощи исключительно ручного труда. Художники и мастера Морриса делали практически всё: проектировали интерьеры, разрабатывали и печатали обои, ткани, делали мебель и, конечно, витражи. Близкие по выбору сюжетов и по стилю к прерафаэлитам, эти работы стали образцом витражного искусства.

Данте Габриэль Росетти (1862), Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Берн-Джонс, Св.Цецилия, Вторая Пресвитерианская церковь, Чикаго, США.

Викторианский витражный стиль – это, прежде всего, стекло с орнаментально-растительным рисунком, выполненным в технике так называемого травления. Технология это сложная и крайне вредная для здоровья мастера, выполняющего работу. Рисунок протравливается плавиковой кислотой. Результат очень похож на витраж, выполненный в технике пескоструйной гравировки. Но травление даёт более нежную сатинированную поверхность.

Копия витража в викторианском стиле. Травление заменено на гравировку+ в рисунке используется алмазная грань.

Второй по популярности тип витража викторианской эпохи – это наборный витраж из небольших фацетных элементов криволинейной конфигурации, представляющий собой орнаментальную розетку. Такие витражи популярны и сейчас в интерьерах неоклассики. Фацетные элементы выпускаются в промышленном объёме в Китае и поставляются во все страны мира.

Старинный викторианский витраж из фацетных элементов.

Третий распространённый до сих пор тип витражей, который в Европе и Америке завоевал устойчивый рынок – небольшие витражи из цветного стекла, орнаментальные либо с несложным растительным рисунком, дополненным росписью.

Типичный английский витраж в викторианском стиле.

Такие витражные вставки мы можем видеть в дверных фрамугах, они же – в самих дверных полотнах. Производство таких маленьких и, следовательно, вполне доступных по цене, вещей было поставлено на поток. Выпускались каталоги с образцами витражей, и владелец дома мог подобрать для себя что-нибудь. Пожалуй, именно с этого момента витражное производство перешло от единичных, выполненных на заказ изделий к типовым. Те же процессы произошли со швейным делом: от индивидуального пошива – к магазинам готового платья. От мастерской – к фабрике.

В эпоху Art Nouveau цветные витражи, как и полагается, выполнялись в распространённом тогда стиле модерн. Новая эпоха породила и новые типы зданий. Если раньше, местом основного бытования стекла было церковное здание или городской особняк, то теперь – это, в основном, огромные общественные пространства. Витражи стали частью интерьера новых великолепных гостиниц, появились стеклянные купольные витражи вокзалов и музеев, большие окна лестничных маршей зданий банков, страховых компаний и доходных домов также часто наполнялись цветным стеклом.

Отель Hôtel Tassel Виктор Хорта, Брюссель.

Рисунок витражей в стиле модерн характерный – это гибкие графические линии (они носили название «удар бича»), сдержанный тонкий и сложный колорит. В витражном стекле также появились новинки – сложное многослойное художественное стекло с разнообразными фактурами.

Огромное влияние на развитие витражного искусства оказал Луи Комфорт Тиффани. Более подробно об этом можно прочитать в нашей специальной статье. Витражи в стиле Тиффани стали выполняться по новой технологии, которая со временем также стала признаваться как классическая, то есть образцовая.

В эпоху Art Deco вошло в витраж дизайн как понятие. Витраж стал проектироваться, а не рисоваться художником. Недаром, лучшие и интереснейшие образцы витражей того времени были созданы архитекторами Ф.-Л.Райтом и Ч.-Р.Макинтошем. Витраж в стиле Art Deco почти всегда имеет чёткую стройную геометрическую основу. При всей своей декоративности этот стиль любит монохромное стекло.

Фрэнк Ллойд Райт. Дверь с витражами.

В это же время в художественные средства стекла активно вошла алмазная грань (которая раньше применялась только для декорирования хрустальной посуды) и пескоструйная гравировка – создание рисунка при помощи специального аппарата, выбивающего под давлением слои стекла.

Новейшее время и революционное развитие искусства в ХХ веке породило новые витражные технологии: моллирование, фьюзинг, УФ-склейка. Даже такие традиционные технологии, как витражная роспись по стеклу цветными пигментами, претерпели колоссальные изменения.

Витражная роспись по стеклу

До 50-х гг.ХХ века витражная роспись носила вспомогательный характер: с её помощью художник уточнял, насыщал деталями основные фрагменты. Но с появлением работ Шагала и Джакометти роспись превратилась в самостоятельный вид витража. Стекло превратилось в холст, на котором художник, не связанный жёсткой необходимостью соблюдения старых технологических шаблонов, творит новый свободный мир стекольной живописи.