Витражные краски

Что такое витражные краски.

Для того, чтобы разобраться с тем, что такое витражные краски, нужно прежде всего отделить витражные краски по стеклу для профессионального использования и для хобби. В витражном деле применяются силикатные краски, в состав которых входит флюс и окислы различных металлов: кобальт и медь для получения голубого и синего цвета, хром – тёмно-зелёного, стронций – жёлтого, марганец – лилового и т.д. Самыми дорогими красками считаются содержащие в своём составе золото и серебро. Золото окрашивает стекло в ало-розовый цвет, а серебро – в золотисто-жёлтый. Краски выпускаются в виде сухих порошков, перед использованием они смешиваются с водой и глицерином. Стёкла, расписанные витражными красками, обжигают в муфельной печи при температуре 450-560С. Средневековые витражисты использовали, в основном, графическую роспись деталей чёрной краской. В более поздний период мы видим, что небольшой витраж красками (например, «кабинетные» голландские и английские стёкла) выполнен уже с полноценной светотеневой проработкой, палитра красок разнообразна.

Витраж в стиле неоготики. Детали расписаны шварцлотом (чёрной краской). Студия "Александрия".2013г.

Копия швейцарского витража XVII века "Святой Христофор", роспись краской, содержащей серебро, а также цветными пигментами. Студия "Александрия".2014г.

В ХХ веке роспись окон витражными красками стала одной из полноценных техник витража. Например, мы можем вспомнить работы Марка Шагала в соборах Франции. Или современные нам архитектурные витражи, рисунок витражными красками на стекле которых выполнен при помощи аэрографа.

Витраж Марка Шагала, фрагмент. Применена роспись цветными пигментами с последующим запеканием в печи.

Роспись по стеклу витражными красками.

Роспись по стеклу витражными красками большинству известна в качестве одной из техник для хобби. Для этих целей используются материалы на лаковой основе. Они широко представлены в специализированных магазинах для домашнего творчества. Предлагается расписывать небольшие бутылочки, стаканы и даже картины витражными красками на стекле. Это имитационные технологии. Работы, выполненные таким образом, не претендуют на прочность и долговечность использования. Лаковые краски со временем разрушаются под воздействием солнца, влаги и времени.

В профессиональной практике делать витражи на стекле витражными красками необходимо только с использованием обжига. Техника росписи, обогащает работу, придаёт ей изящество и ценность. Самые красивые витражи ХIХ-ХХ века своим очарованием в большой степени обязаны именно росписи.

Рисунки для витражей.

Для занятий витражом в качестве хобби выпускаются специальные сборники с готовыми рисунками. Там мы можем найти указания, как делать несложные сюжеты, орнаменты, пейзажи и цветы витражными красками по стеклу. Это приятное и увлекательное занятие, которое не потребует наличия мастерской и специального оборудования.

В продаже имеются также подборки рисунков, по которым мы можем собрать небольшой, но настоящий, полноценный витраж из цветного стекла. Все детали отрисованы уже таким образом, чтобы их было относительно легко вырезать при помощи стеклореза. Для такой работы понадобится хорошо оборудованное рабочее место, специальные стеклорезы, витражное стекло, оборудование и материалы для сборки и пайки. Советы и фотографии того, как должно выглядеть рабочее место витражиста, можно легко найти на просторах сети. Для тех, кто хочет посмотреть, как выглядит наша мастерская – репортаж http://anton-agarkov.livejournal.com/75285.html

Техника витражной росписи.

Художник студии "Александрия" Иван Глазков росписывает детали витража. Роспись удобно делать на световом столе.

Чтобы сделать не имитацию, а настоящий витраж, рисунок на стекле должен быть выполнен силикатными красками. Роспись имеет свой технологический цикл:

  1. Силикатные краски в виде мелкодисперсного порошка смешиваем с каплей воды и каплей глицерина.
  2. При помощи шпателя растираем на любой гладкой поверхности (это может быть кусок стекла, фарфоровая палитра), делаем сметанообразную пасту.
  3. Часть оставляем для использования, остальное – переливаем в небольшую баночку с плотной крышкой. Краска довольно быстро подсыхает, а нам понадобится иметь всегда свежую смесь.
  4. Наносим рисунок на чистую сухую поверхность стекла при помощи кистей и тамповки.
  5. Рисунок должен подсохнуть. Это обычно занимает от 12 до 24 часов. После этого корректируем рисунок при помощи металлических перьев, отточенных деревянных палочек. На этой стадии вносятся все необходимые исправления, можно даже полностью удалить неудачный рисунок влажной губкой.
  6. Детали с росписью кладём в муфельную печь. Устанавливаем тот режим обжига, который указан в инструкции. Краски разных производителей могут иметь различные режимы.
  7. Готовая деталь: краска должна быть глянцевой. Если она матовая – произошёл так называемый «недожёг», если поверхность краски вспучило – значит, температура обжига была слишком высокой, и краска закипела. Поэтому роспись рекомендуется делать только после проведения проб.

Роспись можно использовать для деталировки, но также создавать с её помощью настоящие витражные картины. Красивые витражи представляют собой сложные в технологическом отношении произведения, а роспись по объективным причинам применяется в современном витражном деле не часто.

Этапы работы над витражом с использованием росписи. Детали и результат. Студия "Александрия". 2017г.

Витражные рисунки на стекле и зеркале.

Витражный рисунок на стекле, как мы уже понимаем, может быть выполнен в двух вариантах: это сложный профессиональный путь и достаточно лёгкий имитационный. Разница в результате колоссальная. Поэтому мы советуем использовать лаковые краски только для небольших работ. В этом случае всё несовершенство имитационных материалов будут не так очевидны.

Делается ли на стекле мозаика витражными красками? Наше мнение: однозначно, нет.

Витражные рисунки на зеркале советуем вовсе не выполнять лаками – это будет выглядеть так, как будто вы использовали гуашь. Рисунок на зеркале можно исполнить в технике пескоструйной гравировки: изящно, тонко и культурно. К краскам эта техника отношения не имеет, рисунок выполняется при помощи пескоструйного аппарата, из которого под давлением струя кварцевого песка пробивает слои стекла. Чем больше толщина стекла-основы, тем глубже выборка и, следовательно, рельефнее выглядит рисунок.

Рисунок выполнен в технике многослойной пескоструйной гравировки на зеркале. Студия "Александрия".2015г.