Витражи Тиффани

Стиль Тиффани что это такое

Декоративный витраж в стиле и духе Тиффани. Студия «Александрия».

Луи Комфорт Тиффани – американский художник и предприниматель, работавший в конце XIX века в области монументального и декоративно-прикладного искусства. Организованные им мастерские выполняли заказы по выкладке мозаики, на его фабриках выпускались крайне модные на рубеже веков настольные цветные лампы, но мировую известность Тиффани принесли витражи.

Витражи тиффани

Тиффани не всегда выступал автором своих витражей. В мастерских работала команда художников. Поэтому витраж тиффани это, скорее, бренд, имеющий своё узнаваемое лицо. Стиль тиффани - что это такое? Это, прежде всего, природный сюжет: пейзаж либо фрагмент с живой растительностью: лианы,ирисы, лилии, цветущая ветка миндаля или гроздья глицинии. Второй момент: использование в витражах многослойного художественного стекла, ноу-хау Тиффани и его технологов. Третья важная особенность - витражи в стиле тиффани отличаются ювелирной сложностью, трепетностью линии. Тиффани уходит от привычной обобщённой стилизации современного ему и господствующего в архитектурной моде Art Nouveau. Его растения живые, графический рисунок точно повторяет природные формы. Это стало совершенно новым словом в витражной технологии.Итак, стиль тиффани мы можем охарактеризовать, как декоративный, но близкий к естественным природным явлениям и формам.

Витраж «Лианы» и фрагмент композиции. Перегородка на антресольном этаже. Студия «Александрия».

Стиль тиффани в интерьере предполагает наличие больших витражных панно, дополненных и поддержанных другими артефактами: скульптурой, художественным стеклом и керамикой. Тиффани интерьер насыщен растительными мотивами. Изделия в стиле тиффани сложны по исполнению.

Фрагмент интерьера студии художника. Витраж «Китайский пруд», Студия «Александрия».

Технология тиффани

Витражная техника тиффани стала прорывной технологией для витражного искусства. До Тиффани витраж практически не знал изменений на протяжении восьми веков. В чём суть классического витража, его техника? Витраж представляет собой некое полотно, собранное из отдельных элементов, кусочков стекла, скреплённых между собой при помощи металлической протяжки (свинцовой, латунной). (1) Особенности работы стеклорезом, ограничения протяжки по гибкости влияют на специфику рисунка. Витражная графика воплощается в плавных закруглённых линиях, не допускаются резкие, и острые стыки. Рука художника-витражиста сама привыкает к определённому характеру движения, мы всё скругляем и несколько «замыливаем».

Тиффани изменил эту практику. Он изобрёл другой способ скрепления стёкол между собой. Это медная лента, одна из сторон которой покрыта клеющим составом. Лентой оборачивается каждый элемент витража, затем при помощи оловянно-свинцового припоя они скрепляются между собой, образуя единое полотно. Тонкая медная лента точно повторяет всю конфигурацию периметра стёкол. В конструкцию стеклорезов были внесены изменения, которые позволили мастеру виртуозно вырезать более затейливые детали.

Отдельно необходимо сказать про витражное стекло тиффани. Тифани, как художника, не устраивала стандартная палитра витражного стекла, применяющаяся современными ему мастерами при изготовлении витражей. Это было качественное, цветное, равномерно окрашенное стекло чистых спектральных оттенков. В результате исследований, бесконечных проб по инициативе Тиффани стекло технология получила новый импульс. На его фабриках стало выпускаться необычное художественное стекло, многослойное, с акварельными переходами одного цвета в другой, прозрачное и глушёное переходит и переливается.

Фрагменты витража «Китайский пруд», Студия «Александрия».

Такое стекло стали называть «пейзажным». И, действительно, в его фрагментах можно угадать и разглядеть и закатное небо со слоистыми облаками, и холодные воды горного ручья. Витражи tiffany перестали нуждаться в мелкой деталировке, художники берут цельный кусок стекла, соответствующий конкретной задаче – изобразить море, небо, уходящие вдаль холмы… Фьюзинг Тиффани применял в качестве небольших вставок.

Технология изготовления витража тиффани

Витраж в технике тиффани благодаря понятному и несложному технологичному циклу имеет своих поклонников и в среде профессионалов витражного дела, и среди людей, занимающихся витражом в качестве хобби.

Витражи техника изготовления: техника тиффани, что это такое:

  1. Резка стекла, обточка его краёв.
  2. Раскладка стекла по рисунку.
  3. Оборачивание деталей фольгой.
  4. Раскладка деталей, обёрнутых фольгой.
  5. Пайка.
  6. Патинирование протяжки.

Технология тиффани проста и понятна, но наш большой профессиональный опыт позволяет утверждать, что нюансы витражного дела постигаются годами. Изготовление витражей тиффани имеет массу особенностей. Метод тиффани, кроме всего прочего, позволяет сделать объёмный витраж, со сложной геометрией плоскости. Технология изготовления витража тиффани это позволяет.

Витраж тиффани можно заказать в нашей студии «Александрия». Набрав в поиске «витражи москва тиффани», мы получим десятки ссылок по теме. Но мы считаем, что производство витражей тиффани необходимо постоянно поднимать на уровень искусства, не удовлетворяясь уровнем хорошего мастерства.

Витраж и его фрагмент. Студия «Александрия».

Исторические стили витражей (готика, неоготика, модерн) редко сейчас воплощаются в аутентичной технике наборного витража на свинцовой протяжке, чаще всего используется всё та же технология тиффани. Витраж стал более лёгким по весу и более устойчивым к механическим воздействиям.



Протяжка представляет собой металлическую ленту, н-образную в сечении. В процессе её изготовления лента протягивается в вальцах специального устройства, отсюда её название.