Цвет и светопроницаемость – определяющие качества любого витража. С помощью цветных стекол можно оживить самый сдержанный и лаконичный интерьер. Яркие разноцветные блики, играющие на полу и стенах, создают особую атмосферу, уносящую в мир фантазий. Дневной свет, проходя через цветные витражи, меняет их в зависимости от времени суток. Рассветные и закатные лучи низкого солнца рисуют на стенах живые разноцветные блики, которые вдохновляют поэтов:
Андрей Вознесенский. Хобби света
Я сплю на чужих кроватях,
сижу на чужих стульях,
порой одет в привозное,
ставлю свои книги на чужие стеллажи, —
но свет
должен быть
собственного производства.
Поэтому я делаю витражи.
Уважаю продукцию ГУМа и Пассажа,
но крылья за моей спиной
работают как ветряки.
Свет не может быть купленным или продажным.
Поэтому я делаю витражи.
Я прутья свариваю электросваркой.
В наших магазинах не достать сырья.
Я нашел тебя на свалке.
Но я заставлю тебя сиять.
Да будет свет в Тебе
молитвенный и кафедральный,
да будут сумерки как тамариск,
да будет свет
в малиновых Твоих подфарниках,
когда Ты в сумерках притормозишь.
Но тут мое хобби подменяется любовью.
Жизнь расколота? Не скажи!
За окнами пахнет средневековьем.
Поэтому я делаю витражи.
Человек на 60% из химикалиев,
на 40% из лжи и ржи…
Но на 1% из Микельанджело!
Поэтому я делаю витражи.
Но тут мое хобби занимается теософией.
Пузырьки внутри сколов
стоят, как боржом.
Прибью витраж на калитку тесовую.
Пусть лес исповедуется
перед витражом.
Но это уже касается жизни, а не искусства.
Жжет мои легкие эпоксидная смола.
Мне предлагали (по случаю)
елисеевскую люстру.
Спасибо. Мала.
Ко мне прицениваются барышники,
клюют обманутые стрижи.
В меня прицеливаются булыжники.
Поэтому я делаю витражи.
1975 г.
Термин «цветные витражи» можно трактовать по-разному. Кому-то нравится делать акцент на ярком, броском цветовом пятне, которое становится центром притяжения всего интерьера. А кому-то достаточно несколько изящных витражных вставок, чтобы дополнить интерьер чем-то уникальным и подчеркнуть особый вкус его владельца.
Но, к сожалению, иногда цветной витраж – это всего лишь хаотичный набор разноцветных стёкол, не имеющий ничего общего с настоящим искусством. Хороший витраж в большей степени зависит от профессионализма художника, желания и умения следовать законам гармонии, а также любви мастера к своей профессии и к материалу. Именно от мастера зависит, как точно он сможет подобрать цвета, вырезать стеклянные фрагменты, кропотливо выложить из них рисунок и аккуратно спаять. Работа с цветом требует от витражиста безупречного художественного вкуса.
Цветное стекло может быть прозрачным, глухим или живописным. На поверхности стекла встречаются затейливые разводы, оттенки смешиваются друг с другом: красный плавно перетекает в розовый и наоборот, прозрачные области сменяются полуматовыми . Художник-витражист обязательно учитывает все эти нюансы и умеет с ними работать.
На цвет витражных стекол влияет включение соединений металлов. Марганец придает сиреневые и фиолетовые оттенки, хром и железо - зеленоватые, медь позволяет получить ярко-голубые тона. Молекулы металлов, равномерно распределяясь в толще стекла, окрашивают его в нужный цвет. Специалисты в этом случае говорят, что «стекло окрашено в массе». Такое стекло не подвержено каким-либо изменениям, оно не выцветает, не тускнеет, не выгорает.
Блики от витража при вечернем солнечном свете. Витраж Студии «Александрия», частный дом, Греция