Цветное художественное стекло

Что такое витражное стекло

Стекло – основной материал для создания витражей. До начала ХХ века витражное стекло производилось исключительно вручную. Существовало два способа – выдувной (так называемый «халявный») и изготовление стекла «в блинах». Они существуют до сих пор.

Мастер делает из расплавленной стекольной массы цилиндр - халяву. Завод Lamberts (Германия).

Стекло "в блинах", получаемое путём прокатки расплавленной стекольной массы на металлическом фактурном листе.

Халява – это большой цилиндр, который выдувает мастер-стеклодув. Затем халява разрезается таким образом, чтобы раскрывшись, принять форму плоского прямоугольного листа. Такая технология трудоёмка, и стекло, сделанное таким образом стоит достаточно дорого. Это прекрасный материал, отличающийся бесподобной переливающейся естественной фактурой и наличием небольшого количества воздушных пузырьков.

Тут будет уместным сказать о фактуре, важной эстетической составляющей стекла для витражей. Эпоха машинного производства позволила производить стекло в промышленных масштабах. Яркое, прозрачное, гладкое, без какой-либо фактуры цветное стекло не представляет для художника особенного интереса. Свет проходит через него прямо, не искажаясь и не играя. Фактура рассеивает проходящие сквозь витражное стекло потоки света и тем самым обеспечивает дополнительные визуальные эффекты. Вот что такое витражное стекло.

Цветное художественное стекло различного по цвету, прозрачности и фактуре.

Цветное стекло может быть прозрачным, глухим или живописным. На поверхности стекла встречаются разводы и цветные пятна, оттенки смешиваются друг с другом: красный плавно перетекает в розовый и наоборот, прозрачные области сменяются полуматовыми, непроницаемыми. Художник-витражист учитывает все нюансы и умеет с ними работать.

Разница в физических свойствах стекла используется художником при проектировании и выполнении работы. Игра контрастов прозрачного и глухого материала в витраже Студии "Александрии", Москва.

Когда мы говорим, что стекло полупрозрачное, мы можем понимать это в двух аспектах. Либо в толще стекла присутствует небольшое количество сульфида, и мы видим на просвет нити, штрихи; либо сильно выраженная фактура снижает интенсивность света. Такое стекло применяется там, где нужно скрыть что-либо от постороннего взгляда.

Свойство материала, стекло с активными фактурами может стать отправной точкой для создания работы. Фрагмент витража в абстрактном стиле, Студия "Александрия", Москва.

Глушёное стекло, палитра в материале для работы.

Интенсивность цвета также влияет на восприятие человека.

Производители художественного стекла.

Цветное художественное стекло выпускается как на маленьких, так и на крупных предприятиях. Из наиболее известных мы можем отметить заводы Sent Juist, Lamberts (халявное стекло ручной выделки), Spectrum, Armstrong, Wissmach, Bullseye. Художественное стекло не всегда можно купить сразу со склада, чаще всего необходимо сделать предварительный заказ. Производители витражного стекла в Европе и Америке в настоящее время испытывают кризис, производства там закрываются, но появляются новые – в Китае.

Стекло полупрозрачное.

В строгом смысле слова, полупрозрачным можно считать любое стекло, отличающееся по своей светопропускной способности от осветлённого бесцветного стекла. Но в художественной практике мы называем полупрозрачным стекло, имеющее в своём составе сульфид цинка. Это вещество "глушит", "затуманивает" стекло при варке, что и позволяет получать различные эффекты.

В витраже использовано белое глухое сульфид-цинковое стекло восьми различных оттенков и фактур.