Монтаж, устройство и подсветка витражей

Устройство витражей.

Традиционное устройство витражей практически не меняется с XI века: из стекла вырезаются детали нужной формы, которые при сложении и подгонке образуют некий «рисунок», стекло между собой скрепляется или при помощи н-образной в сечении металлической ленты (протяжки) или при помощи самоклеющейся медной тонкой фольги. Далее места стыков запаиваются и патинируются. Таким образом, витраж представляет собой каркасную систему, прочную и жёсткую.

Этапы сборки витражей в традиционной технике "тиффани":

  1. Резка стекла.
  2. Оборачивание деталей фольгой.
  3. Раскладка деталей.
  4. Пайка.

В ХХ веке искусство витража претерпело столь революционные изменения, что по большому счёту, правильнее будет оставить в прошлом слово «витраж», заменив его на более актуальное словосочетание «архитектурное стекло». И действительно, в строительной и архитектурной практике витражом называется любая остеклённая система. Это могут быть окна, внешние стеклянные стены и внутренние перегородки. Практика интерьерного дизайна также отходит от традиционного восприятия витража, как набора цветных стёкол с орнаментальным или сюжетным мотивом.

Хотелось бы познакомить вас с новыми возможностями архитектурного стекла через техники и технологии, которыми располагают современные витражисты.

Алмазная грань на стекле.

Прабабушка этой техники – гранение хрустальной посуды: бокалов, ваз, штофов.

Алмазная грань, геометрический рисунок.

Тот же фрагмент, но на тёмном фоне, смотрится совершенно иначе.

Современная алмазная грань – это новейшее производство, алмазные, шлифовальные и полировальные станки. При помощи грани можно наносить рисунок на большие полотна листового стекла. Грань может быть и необычной формы, такой эффект получается от работы круглым камнем.

Рисунок можно наносить и на зеркальные поверхности.

Круглая алмазная грань на зеркале.

УФ (Ультра-фиолетовая) склейка.

Витражи в верхних частях окон, Б.Афанасьевский пер., Студия "Александрия",Москва. 2016г.

Витражи, выполненные в технике УФ-склейки.

Техника позволяет приклеивать стёкла на другое стекло - основу. Очень хитрая технология, которая требует от мастера точного соблюдения регламента выполнения работ. Поверхности соприкосновения должны быть идеально гладкими. И стёкла не всех цветов могут быть приклеены. Красное и бордовое, например, не пропускает лучи уф-спектра. Слишком насыщенный цвет в стекле также может помешать прочной склейке. Но в бесцветном витраже возможности прекрасные.

Фьюзинг (от fuse – плавить).

Витраж и фрагмент выполнены в технике фьюзинг.Студия "Александрия", Подмосковье.

Стекло накладывается на стеклянную же основу и при температурах свыше 1200⁰С сплавляется в единое полотно. Техника не совсем новая, но с появлением огромных муфельных печей у нас появилась возможность перейти от мелочей к работам довольно большого масштаба. Техника многослойного фьюзинга – будущее архитектурного стекла.

Молирование (от molten – расплавленный).

Витраж и фрагмент выполнены в технике моллирования. Студия "Александрия", Подмосковье.

Строго говоря, это не отдельная технология, а разновидность фьюзинга. Но молированием в профессиональной среде называется отливание деталей по форме. Возможности молирования в создании стекла с различными глубокими фактурами безграничны. Единственная сложность – строгий технологический цикл при производстве.

Фацет и линзы.

Фрагменты витражей в классической наборной технике с использованием фацетных деталей. Студия "Александрия".

Использование фацетных деталей и линз в витражных работах – ещё оно перспективное направление современного витража. Оптические эффекты стекла используются на 100%.

Стеклянная стена из фацетных элементов. Выполнено без применения металлической протяжки. Б.Афанасьевский пер., Студия "Александрия», Москва. 2016г.

Сварочные витражи.

Этот тип витражей был популярен в 60-80-е гг. ХХ века. В качестве каркаса у таких витражей выступал алюминиевый тавр, который в местах стыковок точечно приваривался. Особенности технологии диктовали специфику рисунка: рубленые, обобщённые формы, отсутствие деталировки. В архитектуре этого периода, в огромных проёмах бетонных зданий общественного назначения такие витражи смотрелись органично.

Подсветка витражей.

Вопрос грамотной подсветки витражей – наиважнейший, если стекло не предполагается располагать в местах, где достаточно будет естественного дневного освещения. Практически в каждой статье мы говорим о том, что при освещении витража неприменимо точечное или полосное расположение светильников. Лучше всего в последнее время зарекомендовало себя светодиодное поле.

Крепление витражей к стене или потолку не должно «перебивать» или «затемнять» подсветку. Поэтому мы всегда заранее оговариваем все вопросы со всеми участниками процесса: с дизайнером, осветителями, электриками и изготовителями рам.

Мы советуем поручать дело подсветки витражей профессионалам. Положительный опыт совместной работы с компаниями по установке света позволяет нам рекомендовать нашим заказчикам лучших мастеров своего дела.

Монтаж стёкол в металлические рамы.

Витражи и любое архитектурное стекло, в 90% случаев монтируют в деревянные или металлические рамы. В нашей студии монтажник витражей – это не отдельная профессия. Мы предпочитаем полностью контролировать все этапы процесса, поэтому замерщики, мастера-витражисты и монтажники у нас – это одни и те же ответственные лица. Мастеру важно быть уверенным в том, что замер выполнен точно. Ведь габаритные размеры витража должны иметь допуск не более 1,5 мм.

Рамы делает специализированная компания или мастерская, имеющая сертификацию на данный вид работ. Но непосредственно монтаж стекол в металлические рамы осуществляет мастер-витражист. Работа со стеклом требует сноровки, опыта и определённого навыка.

Витражные стены.

Понятный и технологичный монтаж стекол в металлические рамы позволяет делать витражные стены. Но иногда рамы скрыты, как на наших фотографиях 18 и 19.

Витражные перегородки.

Стекло в перегородках офисных пространств – вещь вполне привычная. Сегодня оно становится активным элементом жилого интерьера.