Роспись домов

«Первое, что ты видишь, открыв утром глаза, должно быть прекрасным».

Частный дом - сложно-организованное пространство с единой концепцией оформления. Это пространство можно разделить на зоны: холл, гостиная, столовая, кухня, детская комната (часто детская спальня и игровая - две разных зоны), спальные помещения, иногда кинозал или бильярдная комната и т.д. Каждое из них требует определённого подхода в планировании росписи.

Фасад дома.

Роспись зданий, а точнее, их фасадов известна нам ещё из курса истории искусств и архитектуры. Разнообразие художественных и технологических приёмов дало итальянское Возрождение.

Сграффи́то (итал. sgraffito)— вид отделки, выполняемый нанесением на грунт двух и более различных по цвету слоёв с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Сграффито относят к технике росписи, поскольку толщина слоёв обычно не превышает 1 см, что в масштабе здания для глаза почти незаметно.

Фасадная роспись домов в технике сграффито.

Красочный слой делают на цветных известково- и цементно-песчаных растворах. Рисунок процарапывают в день выполнения покрывания поверхности красочным слоем. Такая технология весьма трудоёмка, рисунки трудно исправлять, поэтому для выполнения росписи в такой технике часто используют трафарет, чтобы избежать ошибок. По окончании выцарапывания рисунков поверхность штукатурки аккуратно обметают кистью или мягкой щёткой. Охотно обращаются художники к различным видам мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы.

Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза, пояса, панно. В технике сграффито расписаны наружные стены многих усадебных и городских домов Центральной Европы,

Фрагмент фасадной росписи. Бельгия. 1910-е гг.

Композиция на фасаде дома в стиле Art Nouveau. Брюссель.

Также на фасадах выполняются росписи по сырой и сухой штукатурке. Эта техника позволяет использовать более живые сюжеты.

Городок Штайн ам Райн в Швейцарии славится своими расписанными фасадами.

Гербы, орнаменты, стилизованные каллиграфические надписи - всё может быть включено в роспись фасадов.

В фасадных композициях XIX и XXвека нередки сюжетные изображения.

Опыт росписи фасадов получил новый виток в ХХ веке. Прежде всего, это работы Хундертвассера.

Хундертвассер. Курортный комплекс Рогнер Бад Блюмау.

Интерьерная роспись.

Роспись домов выполнялась в интерьерах разного назначения, однако широко известны только исключительные работы. Например, как эта роспись во дворце Шённбрунн в Вене.

Роспись во дворце Шённбрунн. Вена. Стиль Рококо.

Дворцовая роспись изучается художниками-монументалистами, многие её элементы и мотивы используются современными художниками.

Роспись подкупольного пространства в классическом стиле. Холл частного дома. Подмосковье. 2013г. Студия "Александрия".

Иногда у нас бывают задачи по такому преобразованию интерьера, которое возможно только при помощи росписи. Например, восточный стиль предполагает сложную орнаментику, которая должна быть виртуозно вписана в геометрию потолков и стен и, кроме того, масштабно соответствовать пространству.

Гостиная в доме в восточном стиле. Роспись темперными красками. Подмосковье. 2012г.

Потолок и фрагмент, роспись темперными красками., орнаментальная композиция с использованием турецких и персидских мотивов. Автор: С. Керн. Подмосковье. 2012г.

Часто встаёт вопрос композиционного планирования росписи в нескольких взаимодействующих между собой помещениях. С одной стороны, должен быть объединяющий эти зоны мотив, с другой - здесь нежелательно допускать монотонность и прямой повтор.

Диванная в доме в восточном стиле. Роспись темперными красками. Подмосковье. 2012г

Потолок в диванной. Автор: С. Керн. Подмосковье. 2012г.

Хотелось бы рассказать и о таком аспекте нашей работы, которую можно назвать " гармонизация пространства", а, говоря проще это " исправление создавшейся на объекте ситуации". Думаем, что и дизайнерам, и нашим будущим заказчикам это будет интересно.

С заказчиком мы знакомы около трёх лет, сделали в его дом витражи и мозаику. Оформлением потолков мы не занимались, перед нами такой задачи не ставили. Несколько месяцев назад заказчик в письме обрисовал суть проблемы: потолок в его спальне слишком вычурный, он тяжело давит, да и по ментальному ощущению он далёк от характера и дома, и жильцов. Характер у заказчика спокойный и позитивный, поэтому человек честно пытался привыкнуть к тому, что уже сделано. Но, в конце концов, решил изменить ситуацию.

Итак, что было:

Ситуация перед началом работы.

Часть снимков мы получили по почте, но для полного анализа ситуации Александр, руководитель нашей студии, выехал на объект. Сделал снимки, снял размеры прощупал всё руками. Технических проблем было несколько. Во-первых, потолок сделан в технике венецианской штукатурки и, как известно, к этой поверхности не прилипает практически ничего. Самый наилучший гарантированный хорошим производителем грунт отваливается. Вариант только один: зашкуривание венецианки, грунтовка и покраска по-новому. Во-вторых, золочение(поталь) покрыто олифой, которая на криволинейной поверхности лепнины где-то морщится, где-то стекает каплями, да так и застывает. Это оставляет, в целом, неряшливое впечатление. Надо это исправить. В общем, тут было, о чём подумать.

В Москве приступили к работе над эскизами. Первый этап всегда – сбор материала. Что бросается в глаза, когда смотришь на интерьер? То, что стены, шторы никак не завязаны с потолком. Пришло решение – «выпустить ветви», продолжить мотив рисунка обоев на плоскость потолка.

Обои с рисунком в стиле "шинуазри", именно эти мотивы и цвет взяты в качестве основной темы. Студия "Александрия". 2015г.

Здесь надо посмотреть: нужно ли делать рисунок на потолке в том же масштабе либо укрупнить детали. Главная задача – не просто расписать плоскость, но активно отвлечь зрителя от золота. Первоначально эскиз сложился так:

Первый вариант эскиза и визуализация. Студия "Александрия". 2015г.

Мы планировали пригасить золотой бордюр целиком: дунуть аэрографом или пройти все детали сверху белилами сухой кистью. Сделали несколько проб, и нам результат не понравился. Белила плохо ложились на олифу, превращались в грязь. Мы уже начали думать об удалении поверхностного слоя, консультировались с коллегами. А кто чаще всего имеет дело с олифой? Иконописцы. Идём на их профессиональный форум, внимательно читаем обстоятельные комментарии этих серьёзных людей. Но одно дело – размыть и удалить дециметр смолы с доски, совсем другое – вымывать её из высокого рельефа. Задача неподъёмная. Порадовала реплика профессионала, в одной строке вся боль: «Ребята! Послушайте меня: завязывайте с олифой! ХХI век на дворе, есть масса новых прекрасных материалов».

Пока размышляли над этой проблемой, я сделала из золотой «косички» ренессансную. Классические приёмы в большинстве своём уже были решены нашими предшественниками. Помогает собранная нами огромная библиотека по искусству.

Образец всегда можно найти в искусстве Возрождения.

Цвет для «косички» не белый, а сливочный. Белый на подложке тёплого активного золота приобретал неприятный голубоватый оттенок. Обратите внимание: нужно не просто плотно закрасить, а провести кистью так, чтобы внешняя сторона элемента была плотнее, а внутренняя выходила на полупрозрачный тон.

Этапы работ на объекте. Студия "Александрия". 2015г.

Как вы видите, мы изменили наше первоначальное эскизное решение и не стали «гасить» широкий золотой бордюр полностью. «Разбили» его визуально, обозначив некоторые детали молочно-сливочным цветом.

Расписывание потолков сложно не только тем, что одновременно нужно решать и эстетические, и технические вопросы. Это ещё и тяжёлая физическая работа. Стоять по восемь часов в день, задрав голову и подняв правую руку, нелегко. Мы уже выработали методику и регламент работ, спортзал и бассейн после окончания дня спасают здоровье. Несмотря на сложности, работа на объекте приносит большое удовольствие и радость от воплощения своих мыслей в реальности.

Руководитель студии А.Глазков за работой. Студия "Александрия". 2015г.

Финальные фотографии сделаны нами по окончании работы:

Потолок с росписью в классическом стиле. Частный дом, Самара, Студия "Александрия". 2015г.

Фрагмент росписи крупным планом. Потолок с росписью в классическом стиле. Частный дом, Самара, Студия "Александрия". 2015г.