Мозаика в храме

Изготовление мозаичной иконы – сложный технологический и творческий процесс. В работе нельзя забывать, что наше произведение - прежде всего, икона. Мы стараемся соблюдать каноническую правильность образа. Наши художники и мастера – православные воцерковлённые люди, которые трепетно и ответственно относятся к работе на всех её этапах. Мастер-мозаичист Ю.Луценко. Студия «Александрия».

Христианские мозаики.

Традиция мозаичного украшения храмов восходит ко временам поздней Римской и Византийской Империй. Великолепные христианские мозаики Константинополя, Равенны, Рима и Сицилии – памятники всемирного значения, которые послужили образцовыми примерами для всех последующих работ. В целом, в первые века своего развития церковная мозаика отвечала каноническим требованиям, которые были общими для всех христианских общин. После разделения церквей и, особенно, в период Возрождения мозаика в церкви католической приобрела характер картины, выполненной по законам перспективной живописи. Мозаика в православном храме продолжает развиваться в традициях византийского искусства.

Мозаика в храме.

За последние десятилетия вместе с обновлением и возрождением церковной жизни в России появилось множество новых церковных сооружений. Построены новые храмы, часовни, здания церковно-приходских школ и училищ. Перед художниками мозаичистами остро стоит вопрос: по какому пути пойдёт развитие церковного мозаичного искусства. В нашей традиции вся стилевая палитра изготовления мозаик: древняя каноническая византийская, перспективно-живописная (самый яркий пример которой – мозаики Исакиевского собора в Санкт-Петербурге), мозаичная школа в нео-русском стиле (мозаики Васнецова, некоторые работы в храме Спаса-на-Крови). Разнообразие возможных стилевых школ и направлений иногда приводит к некоторой эклектичности: на одном и том же объекте могут соседствовать иконостас в стиле нарышкинского барокко, иконы-картины ΧΙΧ века и мозаичное убранство в духе византийской традиции. Думается, мы со временем преодолеем эту болезнь роста, и мозаики будут проектироваться с учётом архитектурного направления храма. По крайней мере, наша студия в своей работе старается придерживаться данного правила.

Храм Блж. Матроны Московской в с. Майорское, Оренбургская Епархия.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» на фасаде храма.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» на фасаде храма. Студия «Александрия.

Православная мозаика.

Термин «православная мозаика» употребляется лишь в просторечии. Мы говорим «мозаика в традиции православного канона». Это не означает прямого копирования исторических образцов. Наша мозаика выполнена современными мастерами и, конечно, несёт в себе черты нашего времени.

Икона Св.Иоанна Кронштадского. Студия «Александрия».

Икона Св.Алексия Человека Божия. Студия «Александрия».

Мозаичные иконы могут находиться не только в храмах, но и в других сооружениях. Например, наша работа – мозаичная икона «Знамение» на фасаде регентского епархиального училища:

Икона Божией Матери «Знамение», студия «Александрия», Регентское Епархиальное Училище, г.Оренбург.

Все мозаичные иконы изготавливаются у нас в Москве, в нашей мозаичной мастерской. Затем мы упаковываем их, транспортируем их на объект и монтируем работы внутри или на фасаде. Монтаж мозаик можно осуществлять при стабильной температуре свыше +10°С.

Руководитель Студии «Александрия» - художник Александр Глазков. Монтаж мозаики «Свт.Николай Архиепископ Мирликийский» в храме с.Дерюзино, Московская область.