Мозаика Св. Александр Невский

Завершён полугодовой труд - мозаика Св.Александра Невского 23 июня 2023 года смонтирована на храме, посвящённому этому нашему прославленному князю, дипломату и полководцу, в селе Яжелбицы.

Село очень любопытно своей историей. Оно известно по письменным источникам ещё с раннего Средневековья. В 1238 году, когда татаро-монголы двинулись на Новгород, они повернули обратно к урочищу Игнач Крест недалеко от деревни Поломять, в пяти километрах от Яжелбиц.

Существует легенда (опубликованная А.С.Пушкиным), что в 1238 году Александр Невский сказал "Я желаю биться", а потом добавил "и жице" то есть и жить. Из этих фраз и получились, якобы, названия посёлков в Валдайском районе: Яжелбицы, Ижицы. В честь Александра Невского в селе построили храм, который сейчас реставрируют.

В 1456 году здесь был заключён Яжелбицкий мир после окончания войны между Василием II (Тёмным) и Новгородской республикой. Василий II остался в Яжелбицах, а его войско пошло дальше и разбило новгородское и псковское ополчения, а новгородцы с псковичами послали псковского посадника Зиновия Михайловича и новгородского архиепископа Евфимия в Яжелбицы бить челом Василию II, после чего и был заключён мир.

Мозаика была заказана протоиереем Геннадием Степановым (+2023г.), после его кончины идею проекта поддержал митрополит Новгородский и Старорусский, глава Новгородской митрополии Лев. Курировал проект Протоиерей Игорь Бойцов, Благочинный Валдайского округа Настоятель Свято-Троицкого собора г. Валдай. Половину необходимых средств собрали прихожане общин нескольких храмов.

Место для иконы - в неглубокой нише на северном фасаде храма. Благодаря своему удачному расположению она прекрасно видна со стороны дороги на Демянск, и образ Святого князя Александра Невского теперь зримо свидетельствует о возрождении храма его имени.

Форма и размер панно диктуют и особенности его композиции. Нам было важно показать Св. Александра с резвевающимся на ветру алым штандартом (стягом) с изображением Спаса Нерукотворного. Это самый древний русский флаг. «Стяг» — древнерусское производное от сътягати, «стягивать». Буквально — «то, что стягивает», собирает воедино. На Руси испокон веков, кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные стяги княжеских дружин и полков. Причём преимущественным цветом являлся красный. Русские алые стяги, развевавшиеся под Путивлем, были воспеты еще в "Слове о полку Игореве".

В начале апреля 1242-го образ Иисуса Христа на стягах сопровождал войско благоверного Александра Невского, которое выдвинулось на Чудское озеро.

Образ Небесного Царя продолжал сопровождать русских правителей в последующие времена и во время военных походов.

Под багрово-красным ("чёрмным") стягом Дмитрия Донского, правнука Св.Александра, с изображением Нерукотворного Спаса русские войска в 1380 году одержали победу в Куликовской битве над татарскими полчищами Мамая. Под флагом с Ликом Господа войско князя московского Ивана III на Угре в 1480 году остановило набег хана Большой Орды Ахмата. В 1552 году Иван Грозный при осаде Казани велел нести знамя с христианским гербом с изображением Спаса Нерукотворного.

Иконография образа мозаики Св. Александра восходит к XVII в. В этом образе Александра стали писать после распоряжения Великого Синода по указу Петра Первого. В левой руке его меч, в правой — знамя с изображением «Спаса нерукотворного», как знак того, что он готов умереть с мечом в руке за Господа Иисуса Христа, за други своя и Отечество.

Создание каждого образа начинается с разработки эскизного проекта. Нельзя просто взять любую икону и увеличить её до размера мозаичного полотна. У иконописи и мозаики, несмотря на сходство в каноне, есть существенные различия.

Мозаика – произведение монументально-декоративного искусства со своими специфическими законами и требованиями. Во-первых, мы должны отчётливо видеть изображение на большом расстоянии: рисунок и цвета выбираются с учётом этого. Во-вторых, материал исполнения – мозаика, которая вся состоит из мельчайших кусочков( они называются у художников «тессеры»). И образ при этой мозаичности должен выглядеть цельным, гармоничным. Материал при всей собственной красоте не должен перебивать эту цельность.

Успех работы достигается слаженным трудом целого коллектива. Перечислим этапы и количество человек, задействованных в процессе работы. Возглавляет весь процесс обычно главный художник или руководитель студии. Первым в цепочке исполнителей является художник-монументалист. Он делает эскизный проект. В нём решается архитектурная составляющая, основной рисунок, цветовая гамма.

После утверждения эскиза заказчиком художник делает так называемый «картон» - рисунок мозаичной иконы в натуральную величину. Здесь прорисовываются мельчайшие подробности образа и определяется даже направление выкладки тессер. Также художник решает, где мозаику необходимо мельчить( например, в изображении лика и рук), а где необходимо использовать более крупный модуль тессер( в фоне). Наш модуль не покупной, мастера сами вручную нарезают его из больших листов . Благодаря этому мы добиваемся высокого художественного качества исполнения.

Дальше картон и эскиз попадает на рабочие столы мастеров-мозаичистов. Мозаику, о которой сейчас мы ведём речь, исполняли три человека. Как и у иконописцев, у мозаичистов есть разделение на «доличников», то есть людей, которые выкладывают фон и одежду; «личников» - эти мастера делают лики, руки и стопы, и «травников» - специалистов по пейзажу и архитектуре. Все работают согласованно, единым «оркестром». Процесс выкладывания мозаичной иконы неспешный и кропотливый. Иногда приходится переделывать части уже выполненной мозаики, если это необходимо.

И вот, наконец, мозаика готова, и полотно лежит на рабочем столе в мастерской. Если это большая работа, как здесь, то полотно делят на несколько фрагментов, чтобы подготовить его к перевозке и монтажу.

Мы грузим мозаику и все необходимые материалы в машину. Наш водитель преодолевает 420 км и части полотен разгружаем и раскладываем в трапезной храма. Надо сказать, что и заказчик в полной мере подготовился к этапу монтажа: поставлены хорошие строительные леса, поверхность стены отштукатурена, зашпаклёвана и прогрунтована. Мы можем начинать монтаж.

На монтаж выезжают и мастера-мозаичисты, и специальные монтажники. Руководит процессом и принимает в нём участие глава нашей студии.

Монтаж и последующая затирка и зачистка мозаики Св. Александра Невского в Яжелбицах заняла полные два дня. Практически у храма сразу стали останавливаться жители села и проезжающие мимо водители. Икона настолько ярко привлекает внимание, что её видно издалека. Можно сказать, что она одухотворила северный фасад храма.

На приёмку приехал отец Игорь Бойцов, староста и члены общины храма. Работа сдана. Она не была лёгкой, но нужно отметить, что мы чувствовали Божью поддержку и молитвенную помощь ушедшего от нас отца Геннадия Степанова.

Святый княже Александр Невский, моли Бога о нас! Помогай стране нашей Российской и ныне, и присно, и вовеки веков! Аминь.