Мозаика

История мозаики.

Мозаичная фризовая композиция в Базилике Сант Апполинаре Нуово, Равенна.

Мозаика – древнейший вид монументально-декоративного искусства.

Процесс её изготовления с течением времени в сущности не изменился и представляет собой размещение маленьких фрагментов камней, плитки, смальты на какой-либо поверхности таким образом, чтобы в результате получилась скульптура или картина. История мозаики тесно связана не только с эстетическими предпочтениями различных эпох, но и с развитием технологии. Конечно, на страницах нашего сайта нам не удастся рассказать всё о мозаике, но общие сведения постараемся изложить.

Первая мозаика представляла собой полотно, набранное из цветной гальки небольшого размера. Например, как это панно из каменной мозаики:

Мозаичный галечный пол в атриуме дворца Филиппа Македонского в г.Пелла. Др.Греция.

Не случайно, галечная мозаика была чрезвычайно популярна в период расцвета Македонской династии. Как известно, на севере Греции (в Македонии и на полуостровах Халкидики) огромное количество камней невероятно разнообразных по расцветке. Нам они известны, как халцедоны. Это кварц и сердолик, агат и гелиотроп.

Римская мозаика.

Римская империя, восприняв от греческой культуры все лучшие её достижения, дополнила и технологически изменила искусство мозаики. Техника, при которой изображение набирается из небольших модульных кусочков камня, смальты (глушёного стекла) традиционно называется римской.

"Битва петухов". Панно из г.Геркуланум, Археологический музей в Неаполе, Италия.

Смальта – это разновидность стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно облицовывать полы в помещениях с интенсивным движением.

Римская мозаика распространилась не только по всем уголкам Империи, и была популярна так, что стала одним из первых предметов практически "фабричного производства". Многочисленные мастерские трудились над выполнением заказов - мозаичных полов для загородных вилл и городских домов. Образцы мозаики копировались.

Фрагменты настоящего "хита" II-III века. "Грязный пол" известен нам в различных вариациях. Простое здоровое чувство юмора было присуще римскому гражданину, как мы видим.

Венецианская мозаика.

Как мы все хорошо знаем из истории, наследницами великой Империи стали две её некогда неразрывных части - Западная и Восточная. И, пока Запад с разной степенью успеха боролся и договаривался с германскими и галльскими племенами, Восток превратился в пышную, великолепную, золотую Византию. Византийская мозаика, получив в храмах духовное сакральное значение, избавилась от чисто бытового своего назначения. Она стала сложной, изощрённой и в художественном, и в техническом плане. Одних оттенков золотой смальты, например, в храме Св.Софии в Константинополе реставраторы насчитывают около двадцати. Создание мозаики стало узко-специализированным делом, которое требует высокой квалификации художников.

Естественно, что византийские мастера-мозаичисты ценились во всех уголках европейского цивилизованного мира, и по договору, работали во многих странах. Больше всего связей у византийцев было с Италией, где на юге, на Сицилии и в Неаполе располагались греческие колонии, а на севере властвовали их союзники - венецианцы.

. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. 2-я четв. Vв.

После падения Константинополя Венеция приняла к себе сотни византийских художников и мастеров. Произошёл настоящий расцвет в Италии мозаичного искусства. Естественно, в создании мозаик принимали участие и местные мастера, обучившиеся на практике всем тонкостям дела.

Мозаичное панно на фасаде храма. г. Лукка, Италия.

Так что, знаменитая венецианская мозаика по-сути является преемницей и прямой наследницей мозаики византийской.

Флорентийская мозаика.

В XVI веке в Италии стала популярна принципиально иная техника набора мозаичного полотна. Камни более не накалываются на тессуры(модуль) , а из плоских пластин-спилов вырезаются отдельные элементы. Для изготовления мозаики мастера используют цветные поделочные камни: тигровый глаз, аметист, малахит, агат, сердолик, змеевик, яшма. Флорентийская мозаика требует очень точной подгонки элементов друг к другу.

Фрагмент мозаичного пола в Кафедральном соборе г.Сиена, Италия. Техника набора: флорентийская мозаика.

Реплика-фрагмент сюжета " Заяц. Герб города Пиза" (Кафедральный собор г.Сиена ),Студия "Александрия". Техника набора: стеклянная мозаика.

Мозаика восточная.

Отдельная тема - яркая мозаика Востока: Персии, Турции и арабских стран.

Орнаментальное мозаичное убранство Тимуридского портала Пятничной мечети. 1447г.Исфахан.Иран.

Искусство полихромной мозаики достигает в Иране высочайшей вируозности. Выполняется такая мозаика восточная из деталей, напиленных из тонкой керамической плитки. Благодаря глазированной поверхности, мозаика не теряет своей цветоносности веками.

Потолок мечети. Исфахан. Иран.

Русская мозаика.

Мозаика на Руси была известна с XI века, когда византийскими мастерами был украшен собор Св.Софии Киевской.

Христос-Пантократор. Собор Св.Софии, Киев.

В середине XVIII века М.Ломоносов организовал производство смальтовой мозаики в Санкт-Петербурге, разработав рецептуру варки смальты. Русская мозаика того времени опирается на западноевропейский опыт и в технологическом, и в стилевом плане.

Портрет Петра I. М.Ломоносов. 1754г.Собрание Эрмитажа.

Ломоносовская мастерская мозаики просуществовала недолго, но в XIX веке в связи со строительством грандиозного Исакиевского собора возникла потребность в мастерских, способных выполнить большие заказы. Самой знаменитой была фирма Фроловых, сделавшая большинство полотен Храма Спаса на Крови.

Мозаичное убранство в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Санкт-Петербург.1895г.

Кстати, именно последний из Фроловых, Владимир Александрович, стал исполнителем знаменитых мозаик А.Дейнеки на потолочных плафонах станции метро "Маяковская" в Москве.

Мозаика из цикла "Сутки советского неба", А.Дейнека, ст.м. "Маяковская", г.Москва. 1938.

Московский мозаичный цех представляет собой пёструю картину мастерских: огромных и мощных при Российской Академии Художеств, которые возглавляют профессиональные художники-монументалисты, выполняющие заказы в общественно-значимые сооружения; средних - трудящиеся для частных заказчиков, храмов и монастырей (к ним принадлежит и наша Студия "Александрия") и совсем небольших, организующих мастер-классы для любителей, интересующихся этой техникой.

И, если вас интересует мозаика, Москва в лице нашей Студии "Александрия" готова предоставить все возможности:

  1. Изготовление мозаики на заказ.
  2. Продажа готовых мозаичных панно и зеркал.
  3. Организация мастер-классов по теории-практике мозаичного искусства (для организованных групп не менее 5 человек).
  4. Лекции и семинары по истории, технологии, современным возможностям мозаики.

Настенная мозаика.

Наша студия мозаики в постоянном режиме вот уже 26 лет выполняет заказы: мы делаем мозаичные панно, зеркала, работаем для церкви (это и отдельные иконы, и стенная мозаика).

При этом надо отметить, что производство мозаики и художественные работы - это разные вещи. Единичные работы всегда непросты, можно даже сказать, что они намеренно усложняются художником - ведь чаще всего, это вещи для вдумчивого рассматривания, вещи эстетически выверенные. Иногда производство и дизайн смыкаются. Это происходит при взаимодействии художника и фабрики. У нас есть такой опыт, мы выполнили несколько коллекций для ведущих, всемирно известных брендов. И с большим энтузиазмом поработали бы с российскими производствами.

Эскизные проекты для двух панно и решение потолка для TREND(Италия).

Объемная мозаика.

Модульная мозаика хороша ещё и тем, что с её помощью возможно декорирование любых, даже самых сложных объёмных поверхностей. Мозаичистам это известно ещё из римского и византийского опыта. Но новую жизнь эта технология приобрела в ХХ веке, когда Гауди в барселонской архитектуре, а также в оформлении парка Гуэль применил яркий фантастический декор. Мозаика стала другой!

Мозаичный декор в парке Гуэль,Барселона,Испания. А.Гауди. 1900-1914гг.

Микромозаика.

Микромозаика - это особый подвид декоративно-прикладного искусства, сочетающий в себе ювелирное дело и смальтовую мозаику.

Изготовление кольца с мозаичной вставкой. Микромозаика. Автор: Л.Каланчекаева

https://www.instagram.com/lismosaic/

Создать мозаику из миллиметровой смальты можно только при помощи специальных инструментов и оборудования. Как правило, этим непростым и редким делом занимаются не мозаичисты, а художники-ювелиры.

Этапы изготовления и готовая работа. Автор: Л.Каланчекаева

https://www.instagram.com/lismosaic/

Техника миллефиори.

В какой-то степени мозаикой может считаться и техника миллефиори. Миллефиори - что это такое? Millefiori по-итальянски - «тысяча цветов», это разновидность мозаичного стекла. Рассыпанные на столе, они напоминают цветущий луг, чем и объясняется название.

Мы любим применять миллефиори, как элементы в мозаике. Фрагмент столешницы. Студия "Александрия".

Реставрация мозаики.

Реставрация мозаики - процесс, требующий от всех участников работ не только высокой технической подготовки, но и доскональное знание технологических процессов.